Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств "Гармония" п.Гайны
+7 (34245) 2-13-46 / +7 (34245) 2-18-83
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом


В ДШИ нас манит "Общение"

Наверное, первыми в Гайнах праздновали Новый год члены Клуба "Общение" при ДШИ. Руководитель С.Г. Губина 17 декабря пригласила нас в здание Центра развития.

И вот – начались сюрпризы!

Прямо у порога нам "проходу не давала" чумазая (но совсем не страшная!) Баба Яга (Н.В. Копытова). Кто-то с ней поиграет в мячик, кто-то песенку ей споёт... Тут же надо было надеть красный новогодний колпачок с помпончиком, украшенный звёздочками или косичками, и пройти дальше.

И сразу становится праздничным настроение. При входе в коридор тебя буквально так и охватывает теплом, слышишь музыку, видишь наряженную ёлочку и педагогов в красивых платьях. Здесь нас приветливо встречают и ждут – в этом мы убедились ещё на первом заседании в другом здании школы, там нас приветствовала директор Д.Г. Олехова, которая принесла к чаю коробку конфет, пригласила посещать Клуб постоянно.

Если в здании музыкальной школы большинство ветеранов уже бывало не раз (каждый год в День пожилых людей нам дети и педагоги показывали концерт и угощали чаем), то в это здание – Центра развития – почти все пришли впервые. Поражает оформление – кругом работы детей, всё сияет яркими красками и чистотой. Все двери были для нас открыты. Методист Н.В. Дёмина провела экскурсию, всё показала, обо всём рассказала, ответила на вопросы.

В одном из кабинетов мы все – 21 человек, приехали даже из Харино двое –сели за столы, и педагог О.О. Калашникова провела мастер-класс по изготовлению из разноцветной пряжи новогодней игрушки. Мы старались, как дети, а сколько одновременно было смеха, шуток, общения (ради которого сюда и тянет)!

В это же время нас строго по одной вызывали за двери кабинета на некое творческое задание; возвратившиеся не выдавали "секрета". Оказалось, Н.В. Дёмина со своей помощницей Машей Ивановой снимали видеофильм о мероприятии и от каждого из присутствующих записывали поздравления.

С.Г. Губина, как всегда, провела тренировку интеллекта – пришлось выполнять занимательные задания, отвечать на вопросы, напрягать память и сообразительность, получать жетоны, а затем по ним – подарки.

После все перешли в "Кафе", где уже кипел чай в термопоте, и на столы, покрытые праздничной скатертью, мы выложили принесённые из дома угощения: пирожки, манники, бутерброды, блинчики, фрукты, конфеты...

Неожиданно нагрянул Дед Мороз – В.М. Дёмин. В карман за словом не лез, шутил, предлагал стишки рассказывать, конфетами награждал, пожелания высказывал. Помогали ему педагоги Н.И. Исаева и О.И. Мухамедова. А гости ему наперебой комплименты сыпали, на вопрос, какой у нас Дедушка Мороз, отвечали: добрый, весёлый, бодрый, хозяйственный...

С.Г. Губина продолжала проводить конкурсы. Конечно же, пели (тут многие – из "Русской души" певуньи).

А О.И. Мухамедова пригласила нас потанцевать и поиграть в коридор, где звучала музыка и мерцали огни на новогодней ёлке. Одна из игр была, например, такая: под музыку передавали по кругу из рук в руки "посох Деда Мороза", а тот, на ком музыка остановится, должен был изобразить, что держит в руках не "посох", а штангу, микрофон, швабру, гитару, гимнастическую палку и т.п. Сколько было веселья!

А сколько было разговоров! – Где ещё можно встретиться, поделиться радостями, проблемами, советами, рецептами? Все очень активные в общественной жизни, назову только некоторых – Т.А. Лунегова, Т.И. Избицкая, А.П. Мышкина, К.В. Мелехина, В.В. Гладикова, Н.И. Шутова... Да всех можно видеть то в библиотеке, то в ФОКе, то на лыжне, то на сцене.

Мы благодарны коллективу ДШИ за создание этого Клуба, за этот замечательный праздничный вечер, полный сюрпризов и волшебства.

Г. ЛУНЕГОВА,
внештатный корреспондент.

Почётный гражданин Александр Иванович Верещагин

Ещё в 2016 году я готовила выступление с презентацией об Александре Ивановиче Верещагине для районной краеведческой конференции и в конце выступления сказала, что он достоин звания почётного гражданина. Потом об этом же писала статью в районную газету «Наше время» и окружную газету «Парма». Весной этого года на заседании президиума районного совета ветеранов, проходившем в помещении администрации Гайнского округа, вновь внесла предложение присвоить Александру Ивановичу это звание. От имени Совета ветеранов были ещё в апреле подготовлены документы на рассмотрение данной кандидатуры. После неоднократных обращений и напоминаний (наконец-то!) в декабре краеведу А.И. Верещагину присвоено звание «Почётный гражданин Гайнского округа».

Узнав об этом, конечно, сразу же встретилась с женой Александра Ивановича и его дочерьми Асей и Таисией. Вновь и вновь мы вспоминали этого замечательного человека, благодаря которому у нас есть краеведческий музей. Без усилий этого человека музей из школьного и общественного никогда бы не стал районным. Теперь гости Гайнского округа с большим удовольствием посещают музей, оставляют хорошие отзывы о его экспонатах. Нынешний коллектив Гайнского музея работает очень творчески, продолжает традиции, заложенные А.И. Верещагиным.

Вот что вспоминает сегодня вдова Нина Владимировна Верещагина:

Он был человек дела, отдавал работе в музее всю душу. Мы вспоминаем его постоянно. Все слова, которые он говорил, помним: «Папа так говорил. Папа так делал». Он ездил со многими экспедициями учёных из Перми, Свердловска, Москвы, производившими раскопки на территории района. Постоянно занимался сбором экспонатов по деревням. Некоторые люди не понимали его интереса с старинным предметам, думали, что он их собирает для себя.

Во время работы пермских художников, оформлявших первые залы музея, иногда оставался там ночами. Носил художникам еду из дома.

А вот, что вспоминала дочь Таисия Александровна Мальцева:

Как-то шла к родителям поздно вечером, зашла в музей. Там, как всегда был папа. Он стал показывать колокольчики и о каждом рассказал. Разрешил в них позвонить.

Ещё папа любил собирать грибы, даже разговаривал с ними: «Ага, попался». А дома рассказывал, где какой гриб нашёл. Не любил тех, кто портит грибницы, всегда аккуратно срезал ножки грибов.

Можно ещё долго рассказывать об этом уникальном для нашего Гайнского округа человеке: краеведе, эрудите, корреспонденте, участнике Великой Отечественной войны… Вновь повторюсь, что некоторые люди после себя оставляют пустыню. Александр Иванович Верещагин оставил о себе только добрую память. Его детище - краеведческий музей им. А.Я. Созонова - работает и совершенствуется. 

Я благодарна судьбе, что была лично знакома с Александром Ивановичем. Когда была ещё молодой, он приглашал меня работать в музей. Тогда я отказалась, а впоследствии 2 года была там научным сотрудником.

Хочется обратиться к молодым людям: когда вы проходите мимо галереи почётных граждан, знайте, что эти люди на фотографиях развивали Гайнский район, отдавали работе все свои силы и умения. мы должны ими гордиться.

Фотография Верещагина А.И. с женой Ниной Владимировной
 
Светлана Губина,
внештатный корреспондент
газеты «Наше время»

Что мы знаем об истории Гайнского района?

Дере́вня — небольшое крестьянское селение, один из видов населённых пунктов и адресных объектов.

На начало XX века основным отличием деревни от села являлись отсутствие церкви в деревне и размеры поселения.. В современном языке термин «деревня» используется для обозначения любых сельских населённых пунктов. 

Посёлок — один из видов населённых пунктов и адресных объектов. 

Поселок – это административная единица, расположенная недалеко от города, или какого-либо предприятия (фабрики, завода, лесопилки). 

Деревня – отмирающий термин, потихоньку превращающийся в анахронизм, поскольку в большинстве деревень отсутствуют современные бытовые условия и элементы социальной инфраструктуры. Поселок – термин, который активно используется.

Откуда берутся названия населённых пунктов?

1. Названия деревень, как и фамилий человека, произошли от прозвищ, либо от фамилий их основателей (Васькино, Иванчино, Исаево, Никоново, Шипицыно, Захаровка).

2. Все названия населенных пунктов с момента их основания, давались - по типу растительности, по названиям животных, птиц, по признакам местности, по роду занятий местных жителей, по именам, фамилиям или прозвищам основателей этих поселений (Шумино, Харино, Монастырь, Пельмин-Бор).

3. Во многих названиях отражается географическое положение (Усть-Весляна, Усть-Чёрная, Верхняя Старица, Красный Яр). 

4. Был обычай переименований населенных пунктов по фамилиям партийных деятелей. Для нашего района это не характерно.

Названия рек и озер принято называть гидронимами. (Верх - Лупья, Кебраты). Они существенно отличаются от названий населенных пунктов. Если в образовании ойконимов (ойко́ним — это название населённого пункта; вид топонима) исключительно велика роль официальных государственных органов, занимающихся присвоением, регистрацией и изменением названий, то гидронимы, как правило, образуются стихийно, в результате многовековой деятельности самого населения, без указаний сверху. 

На сегодняшний день в Гайнском районе 40 населённых пунктов. Это деревни: Анкудиново, Базуево, Васькино, Данилово, Елёво, Иванчино, Имасы, Исаево, Краснояры, Модоробо, Никоново, Тиуново, Тыла, Усть-Чукурья, Чажегово, Шипицыно, Шумино и посёлки: Бадья, Верхний Будым, Лель, Луным, Верхняя Старица, Гайны, Жемчужный, Касимовка, Кебраты, Керос, Красный Яр, Монастырь, Оныл, Пугвин-Мыс, Сёйва, Сергеевский, Серебрянка, Сосновая, Усть-Весляна, Усть-Чёрная, Харино, Чуртан, Шордын. В некоторых населённых пунктах никто не проживает.

Закрытые на сегодняшний день населённые пункты Гайнского района

д. Верх-Лупья, д. Гарь, д. Гора, п. Дедовка, д. Захаровка, п. Ельдор, 

д. Карас, д. Касево, д. Красная гора, п. Кирпичный, д. Конопля, 

п. Булатовка, д. Коняит, д. Косасотчем, д. Кривцы, п. Лесной, д. Липино,

д. Липовый Мыс, д. Мазунино, д. Митька ыб, д. Михайлево, п. Мыс-Лес, 

д. Мысы, д. Набегаево, п. Нижний Будым, д. Никоново, д. Нятяино,

д. Окручево, д. Панинская Курья, д. Пашкыб, п. Пельмин-Бор, д. Плёсо,

д. Подгорная, п. Пожег, п. Пономарёвка, д. Пурга, д. Пятигоры (эта деревня теперь относится к Косинскому району), п. Рябиновка, п. Смагино,

п. Смолино, д. Сойга, д. Тимшер, д. Тошиб, х. Шудга-Шор-Сай, х. Эныб,

п. Ивановка, п. Камский, д. Пальник.

Из истории названий некоторых населённых пунктов Гайнского района

  • Посёлок Верхняя Старица расположен около озера Верхняя Старица. (ста́рица — участок старого русла реки).
  • Посёлок Усть-Чёрная расположен у слияния рек Весляна и Чёрная.
  • Керос. Название посёлка происходит от коми-пермяцкого слова «керэс» - гора.
  • Шордын. Название посёлка коми-пермяцкое: шор дын» - место у ручья. Другое объяснение: ШОРДЫНЫ - делать канавку для отвода воды.
  • Кебраты. В названии посёлка компонент «ты» из коми-пермяцкого языка, что означает – озеро.
  • Сёйва. С коми-пермяцкого на русский переводится «сёй» - глина, «ва» - вода.
  • Монастырь (Верхняя Кама). Предположительно, 300-400 лет назад здесь был мужской монастырь.
  • Краснояры. Деревня возникла с 1734-1736гг. под названием Уяр. С 1869 г. носила название Красноярский Пальник.
  • Имасы. Деревня упоминается в 1579 г. под названием Имес. Название башкирской языковой группы, пришедшей на Верхнюю Каму с юга в средние века.
  • Шипицыно. Название носит от фамилии Шипицын.
  • Тиуново. Названа от фамилии Тиунов. Звалась также Быкова гора.
  • Шумино. Деревня какое-то время носила название Усть-Алексеевка.
  • Исаево. Название деревни происходит от фамилии Исаев. Звалась также Березники.
  • Тимшор. Название коми-пермяцкое («шор»- ручей)
  • Тошиб. Название образуют два коми-пермяцких слова: «тош» - борода, «ыб» - поле.
  • Модоробо. Название происходит от коми-пермяцких слов: «мэдэр ыб», что означает «другое поле».
  • Мысы, Мыс-Лес. Мыс — участок суши, выдающийся острым углом в море, озеро, реку. Может быть сложен как коренными породами, так и наносами. Своим существованием мысы, как правило, обязаны процессам эрозии.
  • Панинская Курья. Курья — топоним. Курья — то же самое, что и старица (участок прежнего русла реки)
  • Шудга-Шор-Сай. ШОР- ручей, речка.
  • Пашкыб, Эныб. ЫБ - поле, полевой.
  • Красный Яр. ЯР - крутой, обрывистый берег

Каждый из нас ежедневно сталкивается с именами географических объектов (названиями рек, озер, населённых пунктов и т.п.). Мы настолько к ним привыкли, что чаще всего не задумываемся, насколько ценную информацию они несут в себе. Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий и практически каждый реальный объект, каждое явление имеют или могут иметь свое собственное наименование. При этом одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежит.

Самое же главное и грустное состоит в том, что число населённых пунктов в Гайнском районе постоянно снижается. И этот процесс необратим.

Светлана Губина,
преподаватель Детской школы искусств

«Театр и Дети»

Что такое театр? Для каждого театр свой, но он всегда удивляет, восхищает. Он помогает человеку понять себя и других, даёт возможность увидеть «со стороны» свою и чужую жизнь. Не только увидеть, но и разобраться в той или иной ситуации, поставить себя на место героев. Создать свою сказку. Сказке верят не только дети, но и взрослые. Какая же радость ждёт ребёнка в театре. Гаснет свет, замирает сердце: вот сейчас откроется занавес и… начнётся волшебство. А без волшебства детский театр не бывает.

В 2018 году мы приняли участие в краевом конкурсе проектов, где представили проект «Наш театр», который вошел в число победителей краевого конкурса культурно-образовательных проектов. 

На выделенные средства были приобретены следующие материалы для работы объединения: ноутбук, кулисы, ширмы, наборы кукол для кукольного театра, пальчиковый театр, театральные костюмы и маски и др. Благодаря всему этому в 2018-19 учебном году в ДШИ «Гармония» начала свою работу театральная студия «Позитив». Объединение посещают дети 6-8 лет. Всего занимается 14 человек. С большим удовольствием в реализации проекта «Наш театр» принимают участие родители. Разыгрывают сценки, перевоплощаются в героев сказок, возвращаются в страну детства.

С какой радостью бегут дети на театральные занятия. Актёрское мастерство: этюды на заданную тему, перевоплощение, способы словесного воздействия, сценическое движение и сценическая речь. Спектакль, театральная постановка дают возможность ребёнку почувствовать себя автором творческой работы, которую он выполняет, раскрыть свой потенциал, проявить себя. При этом он прекрасно понимает, что театр – это труд всего коллектива. Путь к спектаклю лежит через множество интересных и трудных упражнений, этюдов, задач…

Премьеры, дебюты, успех… Но прежде всего – умение радоваться успеху товарищей, чувство ответственности, чувство доверия, понимания.

Дети и театр. Театр и дети. Это, казалось бы, простое словосочетание имеет большое значение для становления личности будущего взрослого человека, в какой бы профессии он себя не увидел. Но основа правильных взаимопониманий, заложенная театром, останется с детьми на всю жизнь.

«Как прекрасен этот мир»

Газета «Наше время» 10 октября 2017г.  Статья Н.В.Деминой «Учимся преодолевать трудности»:

ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ - 45 лет

«Стремление к новому есть первая
потребность человеческого воображения».
Стендаль

Открытие Детской музыкальной школы в пос. Гайны в 1972 году стало большим событием в жизни района. Впоследствии ДМШ была преобразована в Детскую школу искусств.

За прошедшие годы 222 юных музыканта и художника окончили Детскую школу искусств и получили свидетельство об окончании. Многие выпускники завершили обучение с отличием. 

Уже несколько лет у нас работает общеэстетическое отделение. В течение одного года ребята приобщаются к искусству. Это для них своеобразный подготовительный период к дальнейшему обучению на отделениях ДШИ. Уже 117 детей обучились на общеэстетическом отделении. 

На сегодняшний день в Детской школе искусств проводится обучение: на отделении фортепиано, отделении народных инструментов по классу баяна, на художественном и декоративно-прикладном отделениях и на общеэстетическом отделении. 

Мы рады, что выпускницы нашей школы С.В. Кудряшова, В.В. Кулик, Т.И. Харина, получив специальное образование, теперь трудятся в ДШИ. 

Большой вклад в дело музыкального просвещения учащихся внесла Л.А. Юрова, которая работает в нашей школе уже 36-й год. И, конечно, мы всегда помним (и желаем ему здоровья!) Р.Б. Низамова, считая его одним из лучших педагогов. 

Детская школа искусств ждёт детей в новом учебном году. 

Человек, который занят творческой деятельностью, никогда не пропадёт.

С.Г. Губина, заместитель директора Детской школы искусств

«Музыкальная капель – 2017»

24 марта в г. Кудымкаре состоялся ХIV краевой фестиваль-конкурс «Музыкальная капель». В нём приняли участие наши юные музыканты: Полина Исаева, Дарья Мизёва, Вероника Худякова, Злата Нфастович, Ксения Бормонтова, Ирина Исаева, Татьяна Левченко, Дарья Мухамедова и Екатерина Анфалова. 

В номинации «Творческие работы по изобразительному искусству и музыкальной литературе участвовали Арсений Петров и Игорь Мизёв.

Успешным стало участие юных художников со своими работами в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». Работы учащихся художественного отделения Ярослава Тарасова и Игоря Мизёва заняли третье место в старшей возрастной группе (преподаватель Н.Н. Ельцова).

                                            Тарасов Ярослав                                         Мизёв Игорь
С.Г. Губина, зам. директора Детской школы искусств

«Шаги в искусстве» - так называется газета Детской школы искусств.

О школьной прессе известно давно. Ранее выпускали стенгазеты к праздникам, отчеты о проводимых мероприятиях. Занимались этим отдельные классы, а иногда вся школа участвовала в создании рукописных газет. 

Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ. Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, поэтому наша школа с 2009 г. выпускает газету «Шаги в искусстве». Газету мы печатаем в типографии г. Кудымкара, отправляем ее туда по электронной почте. Тираж не очень большой – 80 экземпляров, но этого достаточно. Газету доставляем учредителю - главе Гайнского района, в образовательные учреждения района, в сельские библиотеки - филиалы, в учреждения культуры районного центра Гайны – районный краеведческий музей, Культурно-методический центр. Получают газету учащиеся, о которых написано в статьях, авторы заметок, родители. Учащиеся собирают газеты в свои порфолио.

Через нашу газеты мы провели районную заочную олимпиаду по искусству, районные викторины «Музыкальные инструменты», «Изобразительное искусство Пермского края», районные заочные олимпиады по изобразительному искусству и МХК и др. На страницах газеты мы рассказываем о лучших учащихся – победителях различных конкурсов, фестивалей, об афишных концертах учащихся, о персональных выставках юных художников. Мы печатаем стихи педагогов района, сочинения учащихся района и ДШИ по картинам художников, рассказывали о работе нашего летнего оздоровительного лагеря «Творчество», печатаем личные фотографии детей, рассказываем о школьных мероприятиях, о проведении Декад и Недель отделений ДШИ, о творчестве композиторов и художников и многое другое. 

Специальные дополнительные выпуски газеты мы осуществили к 90-летию системы дополнительного образования России и к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Газета распространяется бесплатно, печатание осуществляется в формате А-4 на четырех страницах за счет средств Детской школы искусств. Часто первая страница пишется директором школы, а теперь заместителем директора, являющейся внештатным редактором и корректором газеты. Большая часть экземпляров выходит в цветном варианте, а оставшаяся в черно - белом. 

В целях пропаганды работы ДШИ в Гайнском районе в 2011 году наша школа через газету организовала районную выставку детского художественного творчества (она размещалась в КМЦ пос. Гайны), в которой приняли участие большинство дошкольных и школьных образовательных учреждений. По итогам выставки, помимо наград и подарков, её лучшие участники получили буклет «Выставка детского творчества «Моя малая Родина».

В 2012 году мы опять же через нашу газету организовали выставку работ педагогов под названием «Калейдоскоп творчества», которую разместили в районном краеведческом музее. По итогам выставки выпустили 3 буклета: «Природа и творчество», «Мыслить рисунком» (живопись, графика), «Милые сердцу узоры родные» (вышивка, вязание).

Школьное издательское дело – дело общее, а не частное. И дело это важное. Издательская деятельность нам интересна, она актуальна, отражает события школы. 

За период с 2009 по март 2017 года:

- выпущено 70 номеров газеты;

- преподавателями написано 107 статей;

- обучающимися в ДШИ написано 48 статей; 

- учениками района написано 17 заметок;

- педагоги района публиковались в газете 10 раз;

- учреждениями культуры написано 4 статьи;

- работники культуры издавались 3 раза;

- напечатано статей о жителях района – 20.

Сенека говорил: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». Мы и дальше будем заниматься издательской деятельностью, потому что понимаем роль и значение периодической печати в современном мире. 

С.Г. Губина, зам. директора Детской школы искусств